Я понимаю, что я эмоционально менее стабилен и чувствую себя в среднем хуже, чем большинство моих клиентов. Чем дальше, тем сложнее узор, и тем более шаткое положение. Я часто грустен, много плачу, много жалуюсь, часто ничего не понимаю и нахожусь в отчаянии.
⠀
На мой взгляд, миф о том, что помогать другому может тот, кто сам окончательно «проработал» свои проблемы, крайне не состоятелен и даже вредоносен. Этот миф — это следствие потребности человека в идеальной родительской фигуре. За идеализацией неминуемо следует разочарование.
⠀
Современная психология личности показывает, что характер полностью изменить невозможно. Он укоренен в теле, характер — это и есть мы. Первые выводы об этом мире оказываются чудовищно устойчивыми и корректируются с огромным трудом и всегда не до конца. Еще один миф — миф о том, что мы можем все изменить, если захотим и приложим усилия — хорошо продается, но далеко не так ретиво подтверждается в реальной психотерапевтической практике.
⠀
~
⠀
Помочь другому выйти из зацикленного коуба страдания может тот, кто сам непрерывно находится в состоянии экзистенциальной неуютности, тот, кто декомпенсирован, то есть осознает ужас своего положения, узость сознания, и кто обострен достаточно, чтобы видеть ужас, в котором находится другой.
⠀
Я замечаю, что когда я чем-то вдохновлен, или влюблен, или просто выспался — то есть мне хорошо — я теряю значительную часть своей способности сопереживать. Сложность другого не видится мне столь драматичной, и я искренне недоумеваю, как можно на годы застревать в решении такого пустяка. Когда мне хорошо, я идеализирую свою способность к адаптации и теряю ощущение собственной уязвимости. Без уязвимости нет эмпатии.
⠀
Я боюсь людей, у которых все «нормально»: они понимают, как устроена жизнь, их убеждения непоколебимы, а страдание не осознается. Открывшись перед таким человеком, я ранюсь о непроницаемость. Остается лишь в ответ наращивать стены.
⠀
Скомпенсированность — это анестезия. Не осознающий страдает неизмеримо больше, его непроницаемость и есть страдание.
Счастье — осознавать шаткость и текучесть своего положения.
⠀
А лечить может тот, кто остро чувствует свои раны.